Сайт МКОУ "СОШ им Чубакова А.Р. с. В.Жемтала"Суббота, 03.12.2016, 03:17

Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог файлов | Регистрация | Вход
Меню сайта

Категории раздела
Мои файлы [101]

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 50

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » Файлы » Мои файлы

Доклад на МО
02.12.2010, 18:32
Министерство образовании и науки КБР
 
 
 
Д О К Л А Д «Роль начальной школы в развитии аналитических умений у младших школьников»
(выступление на методическом объединении)
 
 
Учитель нач.кл. МОУ СОШ с.В.Жемтала Гороева В.К.
 
 
      Учитель начальной школы обязан научить детей учиться, сохранить и развить познавательную потребность учащихся, обеспечить познавательные средства, необходимые для усвоения основ наук. Поэтому ставлю перед собой цель - сформировать у учащихся обобщенные интеллектуальные умения такие, как:
Ø умение анализировать сложившуюся ситуацию и делать выводы;
Ø устанавливать связи данного объекта с другими;
Ø выделять в них существенные признаки;
Ø сравнивать,
Ø классифицировать,
Ø обобщать и др.
      Все это необходимо для того, чтобы подготовить учащихся к самостоятельной деятельности. Включение учащихся в творческую деятельность - основной путь развивающего обучения. Именно в такой деятельности необходимы названные умения и в ней же они формируются. Можно ли организовать развивающее обучение, используя традиционные учебники? Решающее значение для развивающего обучения имеет методика: один и тот же учебный материал может быть изучен с большим или меньшим развивающим эффектом. В традиционном курсе математики имеются значительные потенциальные возможности. Остановлюсь на методических приемах, используемых мною на уроках математики.
1. Постановка учителем не стандартных учебных заданий.
 В развивающем обучении должна преобладать задания, ориентирующие учащихся на поиск, действия в нестандартных условиях.
В традиционных учебниках встречались задания типа:
На доске задан ряд чисел: 3, 7, 11, ...
Учитель: «На сколько каждое последующее число больше предыдущего?»
Ученик: «На 4 единицы» Учитель:
«Продолжи ряд чисел до 20»
         Такие задания включают учащихся в репродуктивную деятельность, на воспроизведение ранее усвоенного действия сложения, но не ориентируют на развивающее обучение.
  Ставлю вопрос иначе: «Продолжите этот ряд чисел до 20.» При такой постановки задания дети вынуждены искать закономерность составления данного ряда, т.е. они включаются в творческую деятельность, что соответствует их развитию.
Ученик: «Число 7 больше 3 на 4, значит каждое следующее число больше предыдущего на 4".
  Поэтому продолжу ряд 3, 7, 11, 15, 19.» .
II. Поиск общего в частном.
 При вычитании чисел с переходом через 10 учащиеся начальных классов часто допускают ошибки. Большое число ошибок связано с качеством усвоения соответствующих правил, лежащих в основе вычислительных примеров.
Например: 34- 26=34-(20+6)=(34- 20)+6=20
Отсюда видим, что дети неправильно применяют правило вычитания суммы из числа. Как предотвратить подобные ошибки? Нужно больше внимания уделять заданиям, требующим от учащихся сравнения вычислительных приемов, самостоятельного обнаружения связи между вычислительными приемами. Хорошо известно, что значительную роль в формировании вычислительных навыков учащихся имеет учебник. В учебниках имеется много конкретных образцов выполнения изучаемых действий, определяющих соответствующий вычислительный прием. Для развивающего обучения использование образцов также важно.
  Главное, скрыть принцип выполнения изучаемого действия, что побуждает учащихся к анализу данного образца. Например, на доске образцы:
12-5
14-6
12-2-3
14-4-2
Учитель - Посмотрите на образцы. Что заметили?
Ученик - В первой строчке вычитаем одно число, а во второй – два числа.
Учитель - Рассмотрим уменьшаемое и вычитаемое.
Что в них общего? Что различного?
Ученик - В каждом примере уменьшаемое не изменяется, а вычитаемое разбивается на два числа.
Учитель - Какие это числа? На что мы должны ориентироваться?
 Ученик -На разряд единиц уменьшаемого: 12=1 дес. И 2 ед.
Поэтому из 12-2=10, а потом вычтем еще 3, т.к. 5 - это сумма 2и 3.
Учитель - Почему вычитаем именно так?
Ученик - Удобнее вычитать сначала часть вычитаемого, чтобы получить 10, а потом другую часть вычитаемого.
Учитель - Почему мы вычитаем обе части, а не прибавляем 3?
Ученик - Потому, что из 12 надо вычесть 5, т.е. обе части вычесть.
Учитель - Приведите свои примеры, выполните вычитание. Первые упражнения решаются с подробными (устными) рассуждениями, с опорой на наглядность.
III. Использование аналогии.
            Аналогия- это способ рассуждения, основанный на выявлении сходных признаков, приводящих к суждению, что предложенное действие со вторым объектом следует выполнять так же, как выполнялось с первым. По аналогии дети открывают способ действия. В основе аналогии лежит сравнение. Стараюсь постоянно включать наряду с материалом, изучаемым сегодня, материал, который предстоит изучать в будущем. Но не любой материал, а тесно связанный с тем, который рассматривается на уроке. Тогда легко работает аналогия, перенос, доступный многим детям.
       Так, при изучении темы «Сложение с переходом через десяток» я предлагаю детям следующий вид упражнений.
На доске:
8+3
18+3
28+3
38+3
   -Кто догадался, как я составляю этот столбик? Какой напишу следующий пример? 48+3,58+3, и т.д.
- Чем интересен этот столбик?
В ходе рассуждения дети приходят к выводу:
-Во всех случаях второе слагаемое 3, а в первом слагаемом одинаковое количество единиц в двузначном числе, каждое следующее число на десяток больше предыдущего.
- Какой из случаев сложения нам уже знаком? 8+3
Дети объясняют решение данного выражения. 8+3=8+(2+ 1 )=(8+2)+ 1 = 11
Перед детьми ставлю проблемную задачу: - Может ли кто на основе первого примера решить оставшиеся примеры? 18+3=18+(2+ 1).
(18+2)+ 1 =21 28+3=28+(2+ 1 )=(28+2)+ 1 =31 и т.д.
 В ходе такой работы дети знакомятся с общим алгоритмом сложения однозначных и двузначных чисел с переходом через десяток.
   Сложение и вычитание чисел в пределах 100 с переходом через десяток основано на правилах прибавления суммы к числу и вычитания суммы из числа. Приведенным образцам упражнений следует уделять большое внимание в ходе формирования навыков сложения и вычитания двузначных чисел с переходом через десяток. В первом лишь начинается формирование этих навыков, они будут продолжены в последующем на уроках математики.
                                          назад>>>                                     следующий>>>
 
 
Категория: Мои файлы | Добавил: harun
Просмотров: 350 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • Copyright MyCorp © 2016
    Создать бесплатный сайт с uCoz