Сайт МКОУ "СОШ им Чубакова А.Р. с. В.Жемтала"Воскресенье, 04.12.2016, 11:09

Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог файлов | Регистрация | Вход
Меню сайта

Категории раздела
Мои файлы [101]

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 50

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » Файлы » Мои файлы

Доклад на школьном МО
02.12.2010, 18:41
Министерство образовании и науки КБР
 
 
 
Д О К Л А Д «Методика устной и письменной речи»
(выступление на школьном МО)
 
 
 
Учитель нач.кл. МОУ СОШ с.В.Жемтала Гороева В.К.
 
 
 
            Развитие речи детей младшего школьного возраста- основная цель занятий по родному языку в начальных классах. Язык – это общение нормы, которые установил народ в процессе своей жизни, своей истории. Ребенок усваивает эти нормы, и у него формируется речь, которой он пользуется при общении с другими людьми. Уровень усвоения зависит от личных особенностей детей, а так же от степени облученности их в школе. Усвоил ли ученик нормы языка, можно сказать только тогда, когда он правильно пользуется этими нормами в своей речи.
    Речь – средство общения средствами языка, эта проявление языка в процессе общения.
 Нормы языка, которыми овладевает ученик,- это фонетические, в том числе и орфоэпические, словарные или лексические, морфологические и орфографические, синтаксические, пунктуационные законы или правила; кроме того существуют стилистические нормы и приемы пользования связной ( контекстной) речью.
       Говоря о фонетических нормах, мы имеем в виду для начальных классов: правильное произношение звуков в слове, так, чтобы отдельные звуки легко различались на слух а произношении, чтобы например, Р не смешивали с Л, Л не произносилось как С и т.д.; в случаях дефектов речи ребенка приходится обращаться к помощи логопеда, который может «поставить» звуки;
орфоэпические произношения, т.е., например, правильное произношение безударных гласных: « карова, а не корова», канешно, а не конечно», «што , а не что», произношение слов с правильным ударением ( портфель, а не портфель, осталась, а не осталась).
Неправильное произношение искажает слово и тем затрудняет его понимание. Словарные или , точнее лексические знания и умения, которыми должны овладеть учащиеся, сводятся к следующему: каждое слово имеет свое значение, а в контексте оно может приобрести и другие значения. Употребляя то или иное слово, надо его понимать именно в том значении, которое требуется данным контекстом.
    Например, не одно и тоже значение имеет слово глубокая в таких словосочетаниях ,как глубокая река, глубокая тарелка, глубокая рана, глубокая мысль. Значение имеют не только такие самостоятельные слова, как имя существительное, прилагательное глагол, но и слубные: предлоги, союзы, частицы, хотя роль их а предложении особая; они, в частности, не бывают членами предложения. Учащиеся иногда без всяких оснований пользуются, например, союзами и, а при построении своих предложений, неточно употребляют предметы и т.д. Не только слово в целом, но и отдельные его части имеют значение: слово лесок не значит совсем то же, что слово лес, слова входит, приходить, уходит, хотя они и однокоренные, различаются в значениях в зависимости от приставок. Почти каждое слово можно заменить в связной речи другими.
     Такие близкие по смыслу, но все же несколько отличаются друг от друга слова (синонимы) следует употреблять учитывая, какое из этих слов наиболее подходит для данного предложения или связного текста. Надо заботиться о том, чтобы слово точно выражало мысль, в соответствии с изображаемой деятельностью. Например, слова скорый, быстрый, проворный, живой являются синонимами, но их нельзя безразлично употреблять с такими словами как поезд, ребенок, ходьба . Выбирая нужный синоним из двух данных, мы тем самым решаем вопрос, как лучше, точнее сказать, т.е. решаем вопрос элементарной стилистики.
        Как мы уже сказали, слово приобретает свое конкретное значение в контексте, т.е. в предложении, в рассказе, описании и т.п. Отсюда возникает необходимость при выяснении значения слов употреблять слово не изолированно других слов, а в предложении или в связном тексте.
     Различают активный и пассивный словарь. Пассивный словарь составляют слова, которые ребенок понимает, но не употребляет в своей речи. В активный словарь входят слова , употребляемые ребенком в его речи. Задача школы – активизировать словарь, уже имеющийся у ребенка и приобретаемый им в процессе чтения. Различают богатый и бедный словарь.
        Богатый словарь- это большой в количественном отношении словарь и в то же время богатый качественно, с большим количеством знаний, точный, яркий. Общение с товарищами, чтение, организованные учителем наблюдения и практические работы обогащают словарь детей новыми словами, новыми терминами. Но он обогащается и качественно. Одно и то же слово в речи ребенка по мере обучения в школе обрастает все новыми и новыми значениями. В самом деле, слово играет , постепенно встречаясь в книгах, и в речи других, и в речи самого ребенка, может иметь разные значения: сравни, например, выражение играет в куклы, играет на скрипке, играет на сцене, солнце играет и т. д. . В сочетании с разными словами глагол играть приобретает новый смысл. Точность и яркость речи определяется прежде всего умелым выбором слов.
     Стиль наших лучших писателей отличается исключительной точностью и яркостью слов. У таких писателей обычно бывает трудно заменить одно слово другим так, чтобы оно более точно и ярко могло изобразить действительность. У них и следует учиться, внимательно вчитываясь в текст произведения и анализируя его со стороны языка. Ученик учится строить словосочетания и предложения. Наша устная речь делиться на смысловые единицы, которые выделяются интонационно и объединяются в предложения. Строя словосочетания, ребенок должен правильно связывать слова путем согласования и управления.
         Школьника надо учить тому, чтобы он умел строить предложения разных видов и разного состава: и повествовательные, и вопросительные, и восклицательные, личные и безличные предложения, простые, нераспространенные и распространенные, сложные, состоящие хотя бы из двух соединенных между собой ( сложные) состоящие без союзов и с разнообразными союзами. Дети часто нарушают правильный порядок слов, например, говорят и пишут: «Цветы мы принесли, когда пришли в школу первый раз». Их многому в этом отношении надо учить. Прежде всего отдельные предложения, входящие в связный текст, должны быть связаны между собой. Они ставятся в известном порядке, объединяются одной мыслью, так, что бы образовалось одно целое, которое обычно в школе называется сочинением. Чтобы научиться строить сочинение надо говорить и писать по плану.
        В школе следует учить детей составлять планы, как уже готовых чужих текстов (пересказы и изложения), так и своих сочинении и добиться того, чтобы учащиеся говорили и писали по плану. Каждый пункт плана можно изложить в связной речи несколькими предложениями. Ученик должен научиться тому, чтобы предложения раскрывающие тот или иной пункт плана, были связаны между собой, чтобы они ясно и стройно раскрывали этот пункт. Каждый из этих видов может усложняться элементами другого вида; например, в состав рассказа могут входить элементы описания или рассуждения. Каждый из этих видов имеет свои особенности, и прежде всего особенности построения, в плане. Школа должна учить составлять сочинения основных видов.
     В начальных классах обучают, конечно, лишь начальным приемом такой работы. Ученик, пишущий, равно как и устно говорящий, должен:
1. ясно представлять предмет или явление, о котором будет говорить или писать;
2. уметь проанализировать, расчленить на части содержание имеющихся мыслей и впечатлении;
3. установить их порядок, план;
4. объединить в одно целое отдельные части;
5. правильно оформить свои мысли в языковом отношении.
 Каждая из этих задач распадается на ряд более мелких задач, решению которых надо последовательно учить.
                                                                                                к началу                   назад                   следующий>>>
Категория: Мои файлы | Добавил: harun
Просмотров: 302 | Загрузок: 0 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • Copyright MyCorp © 2016
    Создать бесплатный сайт с uCoz